вторник, 10 октября 2017 г.

Илон Маск — это Томас Эдисон нашего времени. Только маленький.

Есть люди, которых неудачи, особенно постоянные и частые, только мотивируют на достижение цели. Таков был Томас Эдисон, подобравший, после бесконечно-неудачных опытов (порядка 2-х тысяч), приемлемую нить накаливания и осветивший пол мира продукцией своей компании «Edison General Electric».
Последнее обстоятельство свидетельствует, что Эдисон был не только талантливым изобретателем, получившим в США более тысячи патентов, а если точнее — 1093 патента, но и удачливым бизнесменом на заре индустриализации Америки. То, что впоследствии в лампах использовалась вольфрамовая нить, предложенная за несколько лет до Эдисона русским учёным Александром Лодыгиным, сегодня уже мало кто помнит, но мы, всё-таки, напомним и продолжим, ничуть не умаляя заслуг талантливого американца. Во всяком случае, именно Эдисон, а не Лодыгин, разбогател в достаточно молодом возрасте на своих изобретениях.
Кстати, та же компания «Edison General Electric» несколько лет была убыточной, продавая лампочки ниже себестоимости, пока не достигла процветания. В биографии Эдисона даже был случай недолгой совместной работы с Николой Тесла, убедившего своего нанимателя в преимуществах переменного тока. Чтобы мотивировать талантливого исполнителя, Эдисон пообещал ему 50 тыс. долл. (сегодня это больше миллиона) за новые улучшенные электродвигатели, что Тесла не замедлил исполнить, представив сразу 24 модели. После чего немедленно уволился по банальной причине: не получил за работу обещанного.
На первый взгляд, Илон Маск идёт к успеху путём Эдисона, терпеливо переваривая как неудачи, так и хронические убытки своих проектов с прицелом на конечный и неминуемый триумф. Более того, по всем признакам, в качестве своего кумира Маск выбрал именно этого электрического первопроходца, о чём говорит и использование одноимённой марки «Tesla Motors», подкреплённой престижнейшей «Премией Эдисона», полученной в апреле 2014 года.
Однако есть нюансы, которые мы будем выявлять по ходу.
1. Согласно выходным данным, после удачной продажи своих предыдущих компаний, Илон Маск начал позиционироваться в качестве предпринимателя-миллиардера, поставившего перед собой целью покорить Марс, а по ходу пересадить человечество на эколлогические виды транспорта. На самом же деле, проектов у него несколько больше, но не в этом главное. В отличие от Эдисона, продвигавшегося к своей цели долго и упорно, и проводившего многие опыты своими собственными руками, наш герой, также разбогатевший в относительно молодом возрасте, мало что делал своими руками, а был лишь талантливым идеологом, а если другими словами: гениальным пиарщиком по привлечению инвестиций, на чём и добился достаточно быстро государственной поддержки. Это первое расхождение со своим кумиром:
- Эдисон создавал принципиально новые, во многом — революционные, изделия и лишь затем вписывал их в производственный цикл;
- Маск не создал ничего принципиально нового, а лишь эксплуатирует старые идеи, облекая их в агрессивную PR-упаковку.
2. Стоп, стоп, стоп… пожалуй, дальше искать чёрную кошку в тёмной комнате — занятие увлекательное, но утомительное. Нюансы нюансами, но, похоже, найдено уже существенное расхождение в двух биографиях, на которое и сделаем акцент, опустив все остальные.
Давайте просто составим список достижений (открытий, изобретений, как угодно) того и другого и сравним их по значимости для дальнейшего развития человечества.
Начнём с Томаса Эдисона. Вот лишь несколько изобретений, однозначно изменивших мир в течение его жизни:
- электрическая лампочка;
- кинетоскоп для воспроизведения эффекта движения;
- автоматический счётчик голосов избирателей;
- электромобиль. Да, да, именно электромобиль, доля которых на начало 20-го века составляла почти 28% американского рынка, что дало толчок поиску надёжных и долгоиграющих батарей;
- щелочные аккумуляторные батареи, позволяющие электромобилю ехать 150 км без подзарядки;
- фонограф — прибор для воспроизведения и записи звука;
- мимеограф — прибор для автоматического тиражирования книг;
- технология монолитного литья, которой предшествовало изобретение цемента с новыми свойствами;
- магнитный сепаратор железной руды, что позволило резко увеличить производительность горно-добывающих предприятий;
- электрогенератор, значение которого трудно переоценить. И т. д. Напомню: Эдисон получил 1093 патента США и более 1200 за рубежом. Некоторые даже подсчитали, что в среднем он получал один патент в две недели. Там, правда, есть не очень красивые истории, например, судебные тяжбы с братьями Лемьер и другими изобретателями, тем не менее, имя Эдисона навсегда останется в истории революционных изобретений человечества.
Теперь Илон Маск, по всему считающий себя продолжателем дела Томаса Эдисона.
- до своего увлечения космосом, Маск удачно продал пару своих IT-компаний, в том числе и свою долю в компании PayPal, которая, по сути, занималась обслуживанием электронных платежей и ничем более. О чём это? Да, собственно, особенно ни о чём, кроме как об одной из многих специфичных электронных систем. То есть, не будь сегодня PayPal, мир бы ничего не потерял.
- нашумевший электромобиль Tesla. Парадоксальная ситуация: в 2017 году каждый электромобиль приносил убыток 13.000 долл., а компания Tesla Motors достигла стоимости почти 60 млрд. долл., т. е. больше, чем Форд, стоимостью менее 50 млрд. И всё это на фоне новых продаж автомобилей, где доля электромобилей в США составляет порядка 1% объёма (вспоминаем 28% электромобилей Эдисона), а доля того же Форда — многолетнего лидера продаж — около 15%. Это какой же надо иметь административный ресурс, чтобы на этом фоне лоббировать полный запрет производства авто с двигателем внутреннего сгорания?
- ракеты Falcon и корабли Dragon. Смотрим, что принципиально нового в этих действующих проектах. Может быть принципиально новые сверхэффективные ракетные двигатели? Нет. Метаматериалы и нанотехнологии на основе фундаментальных (хотя бы сторонних) открытий? Нет. Пусть используется не антигравитация, но может хотя бы новое топливо? Тоже нет. Зато есть крайне агрессивная реклама, государственная поддержка и очередь инвесторов. А также обещания через 10-20 лет создать первую колонию людей на Марсе. И всё это, по некоторым сведениям, хронически убыточно и может выйти на самоокупаемость лишь при захвате всего мирового рынка космических запусков.
Вот, кажется, и всё. Ах да, совсем забыл:
- массовое производство солнечных батарей компанией Solar City, выплатившей недавно Федеральному правительству штраф в размере 29,5 млн. долл. за обман при получении субсидий.
Боюсь, что если накопать что-нибудь ещё из активов и проектов Илона Маска, то кроме хронических убытков, сопровождаемых агрессивной PR-компанией, там вряд ли есть хоть что то другое, отдалённо напоминающее изобретения и перипетии жизни Томаса Эдисона. А на выходе — типичная и хорошо продаваемая американская пирамида долгов, не имеющая никакого отношения к рынку, конкуренции и эффективности.
Зато какая графика и космический масштаб! Эдисону такое и не снилось.

Мировой кризис

Комментариев нет:

Отправить комментарий