воскресенье, 7 февраля 2016 г.

СКАЗ ОБ УТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ

«Время открывает все сокрытое и скрывает все ясное»
(Софокл)


В жизни любое явление, как и медаль, всегда имеют две стороны: плюс - минус, позитив - негатив, богатство - бедность, за - против, война - мир, добро и зло, наконец. Впрочем, во всём бывают исключения, лишь подтверждающие всеобщее правило.  Вездесущий дуализм, одним словом. И даже сама жизнь вечно противостоит смерти, за границами которой, поговаривают, вновь два варианта: Ад или Рай. И только на этом дуализм вроде бы, наконец, заканчивается. Однако нам туда рано, поэтому говорить будем о реальной земной жизни, в которой каждому человеку отмеряно Время от рождения и до смерти, и не более того.


Часто приходится слышать, что время, дескать, странным образом ускорилось. В этом не было бы ничего странного, если бы не одно «но». Да, с возрастом каждый из нас всё чаще замечает, как быстро растут дети, совсем не так, как мучительно долго тянулось наше собственное детство (и юность с отрочеством, кстати, тоже), отягощённое бесконечными уроками в школе с редкими промежутками мечтаний о недосягаемой взрослости. Однако удивительным образом сейчас в XXI веке стало выясняться, что и наши собственные дети тоже вдруг ощутили ускорение времени, что в их-то возрасте нам было совсем ой как не свойственно.
Так в чём же дело? Неужто в том, как утверждают учёные мужи, что многократно увеличившийся информационный поток переполняет клетки мозга и мы банально не успеваем всю эту массу переваривать? Но ведь здесь есть явное противоречие: те же (или другие) мужи говорят, что время у детей всегда тянется медленно, ибо их мозг, внимание!, получает слишком много новой информации! В общем, оказалось неубедительно - дети во все времена ежедневно получали избыточные порции новой информации. Тогда почему же время ускорилось именно у современных детей?
А может, правы те, кто говорит: состарилась, мол, Земля-матушка, пульс участился и человечество, как неотъемлемая составляющая единого природного организма, вместе с планетой субъективно ощущает возрастное ускорение времени? Может быть, может быть, только вот свежо предание, да верится с трудом. Метафизика, конечно, вещь занимательная, обойтись без неё иногда совсем никак, но всегда хочется чего-нибудь более наглядного и экспериментально подтверждаемого.
Обратимся к физикам, может они что подскажут.
Ага, подсказали: обычная теория относительности, - с умным видом сказали учёные-физики, - наша родная Солнечная система (вместе с галактикой), удаляется от центра Вселенной, одновременно вращаясь вокруг оного с одинаковым периодом обращения. О как! Задачка для средней школы, обобщённый ответ на которую прост: в данном случае относительная скорость в пространстве происходит с постоянным ускорением. Да, только ускорение, насколько известно из той же СТО, должно приводить не к убыстрению, а к замедлению времени, и никак иначе. Правда, при этом совсем не понятно, относительно чего измерять ускорение или замедление.
В общем, как всегда, приходится искать ответы самому и боюсь, что без метафизики здесь никак. Физика физикой, но там, по сути, вообще нет ничего нового, лишь то, что и так присуще материальной природе, а учёные всего-навсего пытаются понять и описать существующее изначально. Гораздо интереснее процессы и явления социально-общественные, выходящие за рамки физики, и завязанные на бесконечные индивидуальные и групповые психические проявления, природу которых, по всей видимости, вселенная предусмотреть поленилась, зато не забыла расставить грабли за каждым поворотом. Сдаётся мне, что поляна сия хоть и перепахана изрядно, но вопросы без ответов, как были, так и остаются: кто мы и в чём смысл нашей жизни?
Всё сказанное можно однозначно списать на типичные мировоззренческие умствования, если бы не ещё одно "но": мир всё-таки, наконец, встал перед необходимостью смены парадигмы своего развития. Ни много, ни мало. Почему "наконец"? Очень просто: рано или поздно это должно было случиться, а, как известно, в таких вопросах лучше раньше, чем позже.
Чтобы разговаривать более предметно, попробую описать существующую парадигму и её движущие силы, дабы понять, с чем имеем дело и что же на самом деле уходит в прошлое. Сделать это не так уж и сложно, учитывая выпукло обнажившиеся разломы, громко требующие своего решения и без чего уже невозможно дальнейшее развитие. Сразу скажу – речь пойдёт вовсе не о геополитике и даже не об устройстве мировой системы со всеми её несправедливостями, от которых, хоть и не отмахнёшься совсем, но, в известной степени, можно легко абстрагироваться, а ещё легче встать в оппозицию или вообще объявить бойкот, погрузившись в бесконечные бытовые приключения с самим собой. Речь же пойдёт о том, что стоит над геополитикой и бытом, и без чего в современном мире не может существовать ни то, ни другое, ни много чего ещё. А также о том, что люди не меняются, но зачем-то постоянно ломают проверенные веками нормы и правила, вместо них придумывают новые императивы, и потом, забывая о вездесущем дуализме,  возводят их в абсолют, где задуманное закономерно превращается в свою противоположность. Вряд ли мне в коротком тексте удастся охватить всю широту и глубину человеческой близорукости, но кое-что сказать имею.
Итак, немногим более двухсот лет назад на Земле восторжествовала объективная реальность под названием технический прогресс, отбросившая все, существовавшие на тот момент ограничители и объявившая себя единственно верной столбовой дорогой, обеспечивающей прогресс человечества. Эта парадигма до сих пор не только господствует, но и эффективно блокирует все попытки осмысления и, тем более, изменения своих базовых основ, что является вполне естественным и ничуть не парадоксальным процессом, ибо давно известно: любое, единожды рождённое социально-общественное явление, со временем старается обрести свойство к самовоспроизводству. Данное свойство как раз и является характерной чертой любой объективной реальности, после чего человек практически теряет волю к изменению парадигмы, превращаясь из субъекта мировой истории в объект воздействия. Не буду утомлять читателя анализом всевозможных движущих сил, стоящих на страже технического прогресса, ибо их там немало: рыночная теория, основанная на коммерческой выгоде, конкуренции и финансах, усилиями банков превратившихся из средства платежа в выгодный товар; потребительская психология, постоянно толкающая производство к обновлению модельного ряда; тотальный контроль, превращающий человека в инструмент глобального процесса с целями, не имеющими ничего общего с развитием личности и т.д.
Однако есть одна движущая сила, на которой мне хотелось бы остановиться подробней: природное любопытство человека, всегда стремящегося познать непознанное. Познание мира человеком базируется на философской триаде, приписываемой то ли Сократу, то ли Демокриту и сформулированной кем-то в конечном виде лишь недавно:
- Я знаю то, что я знаю;
- Я знаю то, чего я не знаю;
- Я не знаю то, чего я не знаю.
 В общем и целом любопытство является, пожалуй, главной и по-настоящему позитивной силой, которая, однако, постоянно нуждается в неких ограничителях с целью, во-первых, оградить человечество от открытия и применения технологий для физического или психического уничтожения самих себя, во-вторых, направить человека, прежде всего, на внутреннее развитие. Роль таких ограничителей с незапамятных времён играли религии, которые как могли, не позволяли подменять внутреннее внешним. Не случайно до сих пор там, где религии сильны не по форме, а по содержанию, технический прогресс обычно пробуксовывает, особенно на, так называемом, фундаментальном уровне. Впрочем, так было практически повсеместно примерно до XVI века. Но об этом чуть позже.
С точки зрения инструментов познания мира, то изначально у человека их так же было три: физическая сила, работа ума и временнóй ресурс. Это разные виды энергий, одновременное наличие которых и взаимообмен между ними было необходимым и достаточным условием для удовлетворения природного любопытства и обеспечивало нескачкообразное развитие по всем направлениям. Изобретение колеса, извлечение из руды различных металлов, освоение новых способов строительства зданий и сооружений, открытие и совершенствование навигации в пространстве, попытки оторваться от земли с помощью крыла или воздушного шара - все эти революционные, по сути, нововведения, тем не менее, не позволяли надолго вырываться вперед и постепенно становились достоянием всего человечества, за исключением, разве что, естественным образом изолированных регионов. Однако всё изменилось, как я уже отмечал, в XVI веке, когда и начали формироваться условия для последующей технической революции.
Существует ошибочное мнение о том, что означенную революцию подготовила эпоха Возрождения и гений отдельных её представителей, типа Микеланджело Буанаротти. Здесь дело в акцентах - эпоха Возрождения, безусловно, имеет отношение к подготовке технологического рывка, так как, во-первых, породила и окончательно оформила внутри христианства Реформацию, сделавшую ставку на индивидуальное благополучие в рамках зарождающегося капитализма, а, во-вторых, в лице своих отдельных ярких представителей, таких как Микеланджело Меризи да Караваджо, подготовила последующее снятие с религии покрова тáинства, следствием чего стало постепенное падение тысячелетних ограничителей. В итоге, с появлением Реформации религия в европейском христианстве постепенно утратила свою метафизическую функцию, получив, наряду с другими социальными институтами, сугубо утилитарное предназначение, а основной её заботой стало желание иметь привлекательный внешний вид. В результате, за какую-то сотню лет после Реформации в недрах капитализма окончательно сформировалась законченная рыночная теория, поставившая на поток индивидуальное обогащение и победоносно дошедшая до наших дней практически в неизменном виде.
Тысячелетия поступательного развития очень быстро спрессовались сначала в столетия, а затем и в десятилетия скачкообразных рывков. На смену последовательной парадигме внутреннего развития человека окончательно пришла скачкообразная внешняя экспансия, жёстко мотивированная добавленной стоимостью, сметающей на своем пути все оставшиеся преграды и ограничители, в том числе и, выработанные веками, морально-этические нормы.
Время – невозобновляемый индивидуальный ресурс. Это внешний источник энергии, потребляя который, человек, на основе взаимообмена, компенсировал затраты своей физической энергии и разума, что в итоге приводило к самореализации творческого потенциала через созидание. Относительность и субъективность восприятия времени – это реальность, с которой люди жили всегда, понимая необходимость бережного к нему отношения. Массированное вмешательство третьей силы в гармоничный процесс обмена энергиями привело к тому, что технологически рáзвитое человечество вдруг массово осознало, как ускользающие мгновения быстро стали превращаться в минуты и часы навсегда потерянного времени, ведь по свидетельству некоторых, достаточно авторитетных, учёных сегодняшние сутки соответствуют то ли 18-ти, то ли уже 16-ти часам всего лишь столетней давности! Такова цена стремительной технологической парадигмы, основанной на прибыли любой ценой, в результате чего время быстро потеряло былое значение, превратившись из созидательного союзника в инструмент опережения конкурента.
Не слишком ли большая плата за перспективу окончательной победы над природой с помощью технологий с перспективой окончательного сворачивания Времени, а за ним и пространства?
Как видите, без метафизики не обошлось, зато практически ни слова о геополитике, конечности капитализма и необходимости слома однополярного мира. Последнее, впрочем, само собой разумеется.

А если после прочитанного вопросов стало больше, а долгожданных ответов так и не появилось, то мне остаётся лишь поздравить читателя, ибо, как сказал кто-то из древних, «истина в вопросе».

Опубликовано в парижском альманахе "Глаголъ" №7

2 комментария:

  1. Спасибо, Саш! Интересная статья. Она объединяет невообразимые противоположности, но оставляет ощущение целостности. Вопросов действительно не осталось, но Истина всегда с нами, в нас и каждому открыта.
    Знаешь, а если бы время (даже в субъективном его измерении) всегда оставалось линейным, гармония жизни была бы "до тошноты пресной". В том, что оно дико спрессовано или до неподвижности растянуто есть некоторая иррациональная координата для человека. Мы привыкли менять парадигму своего развития "оптом", а нужно учиться менять ее в "розницу". Каждый человек индивидуален и только от каждого человека зависит - обогатит ли Он наш мир в меру этой индивидуальности, или нет.
    В том и состоит наша новая (спасительная) парадигма развития.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Современная жизнь, в сравнении с прошлым веком, до тошноты прямолинейна на всех его уровнях. Одни получив власть и деньги теряют голову и, не способны правильно их распределить по необходимости. Стараясь отложить необходимые процедуры на следующее поколения...

      Удалить